Новости| История ХРАМА| Расписание служб | Святыни | Наши Святые Покровители | Поездки | Фотографии | Контакты

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В СТАРОМ ВАГАНЬКОВЕ

 В центре Москвы недалеко от Кремля в Староваганьковском переулке стоит небольшой храм со скромным декором, храм святителя и чудотворца Николая с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского.
 Храм замечателен своею пятивековою историей и хранящимися в нём святынями.

 Много раз за свою долгую жизнь храм подвергался ограблениям и разрушениям, и каждый раз усердием благочестивых людей он восстанавливался не только в прежнем, но даже и в лучшем благолепии.

 Первоначальное основание храма теряется в глубине первых веков истории Москвы и входит в историю собственного двора Великих князей и царей Московских. Возвышенное, красивое положение Ваганькова около Кремля обратило на себя внимание Великих князей и скоро стало их загородным имением.

 Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца.

 В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове.

 В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые посрадали за христианскую веру в 320 году.

 В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

 В 1792 году епархиальные власти разрешили разобрать церковь - придел Сорока Севастийских мучеников из-за ветхости. На месте её поставили камень со знаком Креста, а из камня придела установлена ограда вокруг Николаевского храма, которая до сих пор окружает храм. В настоящее время на месте придела стоит деревянный Крест. В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск храм разделил участь Москвы: он был разграблен неприятелем. С этого времени он потерял самостоятельность и стал домовым храмом.

  Главный храм был возобновлён и освящён в 1814 году, а придел оставался невосстановлённым до 1842 года. В 1842 году разобрана была его колокольня и возобновлён придел преподобного Сергия.

 В XVIII веке на месте дворца Софьи Витовтовны появился дом Меньшикова. Этот дом купил П. Пашков и пригласил архитектора В. Баженова, перестроившего его. В 1842 году его занимал Дворянский институт, в 1849 – мужская гимназия, а с 1862 года – Румянцевский музей. Ныне здание принадлежит Российской Государственной библиотеке. С 1842 года Николо-Ваганьковский храм стал домовым храмом при Дворянском институте и гимназии, а затем Румянцевском музее.

 Из исторических воспоминаний недавнего прошлого любопытно отметить одно, связанное с именем великого писателя Н. В. Гоголя. Питомцы Московского Дворянского института сороковых годов XIX века сохранили воспоминание о том, что их церковь любил посещать великий писатель. Пасхальную заутреню он слушал вместе с ними, стоя у левого клироса, рядом с русским историком, писателем М. П. Погодиным.

 Новый период в истории храма Румянцевского музея начался с 1896 года, когда настоятелем храма был поставлен священник Леонид Михайлович Чичагов, благословлённый на принятие священного сана самим праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Благодаря усердию и пастырским заботам священника, забытый и заброшенный храм становится одним из привлекательных московских храмов. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов, сделанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства. В храме хранятся копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне». Отец Леонид находил время и силы не только для того, чтобы успешно нести своё настоятельское послушание, но и подготовить канонизацию великого подвижника Русской земли преподобного Серафима Саровского. Чудесным проявлением Промысла Божия было составление им «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря». Оно имело определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря. В 1898 году отец Леонид оставляет храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братии Свято –Троицкой Сергиевой Лавры. Долгая, исполненная трудов, скорбей и лишений, богоугодная жизнь митрополита Серафима (Чичагова) увенчалась мученичеством Христа ради. 11 декабря 1937 года он на 82-м году своей благочестивой жизни был расстрелян на так называемом «Бутовском полигоне». Канонизация священномученика митрополита Серафима состоялась 23 февраля 1997 года.

 В начале 1902 века в храме святителя Николая расширили старый притвор и возвели над ним открытую звонницу псковского типа, которая сохранилась до наших дней. С 1905 года по предложению директора Румянцевского музея И. Цветаева из постоянных богомольцев храма образовался Попечительный совет, задачею которого было поставлено изыскание средств для покрытия церковных расходов.

 В 1924 году храм был закрыт. В 1926 году из храма вывезли иконы, кресты сбили, колокола сбросили и разбили. Храм был отдан Ленинской библиотеке под склад.

 В 1992 году храм возвращён Русской Православной Церкви. Усилиями небольшой группы людей, продолжающих духовное дело священномученика митрополита Серафима, под руководством священника Виктора Шишкина храм Святителя Николая был восстановлен и в 1993 году освящён.

 В настоящее время в храме святителя Николая находится много святынь.

Это иконы Божией Матери:
«Достойно есть»
«Державная»
«Скоропослушница»
деревянный скульптурный образ свт. Николая Можайского
скульптурный образ прп. Нила Столобенского
чтимый образ святителя Николая
крест с могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова с частицами мощей многих святых:
прп. Нила Столобенского
сщмч. исповедника Сергия (Серебрянского)
свт. Луки Крымского (Войно – Ясенецкого)
сщмч. Петра (Зверева) архиепископа Воронежского
прп. Саввы Вишерского
прпп. Оптинских старцев
прп. Антония Радонежского (Медведева)
часть древа дуба Мамврийского
часть гроба прп. Варнавы Гефсиманского
иконы:
св. вмч. Пантелеимона с частицей его мощей;
свт. Иннокентия Московского с частицей его мощей;
прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей;
прп. Иосифа Волоцкого с частицей его мощей,
прп. Амвросия Оптинского с частицей его мощей;
св. праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей его мощей;
святителя Тихона, патриарха Всероссийского с частицами его мантии и гроба;
блаж. Матроны Московской с частицей её гроба.